Исконно русская упряжка - лошадка в оглоблях с дугой
или борзая тройка - аллегорический символ России. Считается, что
русская душа, русская удаль, русский характер живут и продолжаются в
этой русской запряжке. Но ведь на юге России, на ее западных окраинах
принято ездить в повозках без оглобель и дуги, но с дышлом между
лошадьми. Чьи душа и характер в этом случае проявляются? Неужто не
русские?
А почему тогда замысловатое слово драйвинг так
магнетизирует людей? Ведь эти соревнования упряжек - парных, четвериков
или одиночных, запряженных без дуги, так популярны на Западе.
На конных упряжках ездили с глубокой древности, и цели
при этом были различные: военные, транспортные, спортивные - разве не
так обстояло дело с олимпийскими колесницами?!
В середине нашего уходящего века в России передвижению
на лошадях решили дать отставку, но оставить упряжки в качестве
спортивного развлечения никому в голову не пришло. Даже на масленицу
соревнования на тройках почти ушли из деревень вместе со стремительным
сокращением поголовья лошадей и заменой их на бездушную технику. Кто из
нас видел “живьем” (не в музеях или в кино!) кареты, линейки, сулки,
дрожки, возки? Экипажный промысел в России исчез, экипажных дел мастера
перевелись.
А за рубежом все это не забросили. Древнейший
олимпийский вид спорта - состязание запряжек, или, на современном
языке, драйвинг - проводится с 1970 года по особым правилам,
утвержденным Международной федерацией конного спорта. Ежегодно в каждой
стране, где популярен драйвинг (в Венгрии, Польше, Германии, Франции,
США, Канаде...), проходят первенства мира: по нечетным годам - для
парных упряжек, по четным - для четвериков. А программа для тех и
других одинаковая - многоборье.
Классическая форма этих соревнований укладывается в три
дня, причем ни драйвер (наездник), ни грум (помощник драйвера в
экипаже), ни лошади не имеют права стартовать в каждом соревновании
больше одного раза. Соревнования каждого дня строго последовательны и
обозначаются литерами А, В и С, что и составляет в целом многоборье.
За литерой А - первый вид соревнований: дрессаж. Это
своеобразная манежная езда по определенной схеме от буквы к букве на
ровной площадке размером 40 х 100 м. Сокращенные и прибавленные аллюры,
остановки, осаживания, вольты, “диагонали”, “серпантин” - ну совсем как
высшая школа верховой езды, только вместо всадника - наездник, а вместо
седла - экипаж. Но оказывается и на длинных вожжах можно вести лошадей
в сборе, добиваться от них смены ноги, боковых сгибаний, прямолинейного
осаживания. А еще дрессаж великолепен тем, что лошади запряжены в
шикарные экипажи, а драйвер, буквально, “как денди лондонский одет”: в
головном уборе, перчатках, элегантном костюме. Стильность запряжки,
подобранные в масть лошади и упряжь обязывают драйвера быть в цилиндре,
если сбруя хомутовая, но можно выглядеть чуть попроще при лошадях в
шорках. Одежда, опрятность, манера поведения драйвера и грума
оцениваются по десятибалльной системе, так же, как и ход лошадей с
импульсом, и движение темпом, и каждый элемент езды по схеме.
Тяжелейшая часть - соревнование В: марафон. Ему
посвящен второй день. Трасса марафона состоит из 3-5 отрезков разной
длины и степени сложности, которые надо проехать за определенное время
свободным аллюром, пройти ветконтроль, а на отрезке Е преодолеть от 5
до 8 сложных препятствий, одно из которых обязательно должно быть
водным. Количество и сложность препятствий (это могут быть откосы,
ручьи, “пристани”, “коридоры”, “загоны”, “лабиринты” и т.д.) зависит от
условий и класса проводимых соревнований. Вот где заложены настоящие
головоломки - прохождение элементов каждого препятствия в обязательной
последовательности от А через В, C, D, Е к F.
Протяженность всего марафона 24-32 км, участники должны
непременно пройти все створы на заданном отрезке в установленном
порядке. Перепутал - снят с соревнований. Распрягся экипаж в зоне
препятствий - снят. Получил постороннюю помощь, хотя бы от сердобольных
зрителей, - снят. Менее крутые меры - штрафные очки - ждут экипаж за
спешивание драйвера или грума, за каждую остановку более 10 с на любом
отрезке, за переворачивание экипажа даже в экстремальных точках трассы,
за потерю бича. Даже вовремя исправленная ошибка штрафуется, а уж если
не исправил, то - снятие.
Форма одежды на марафоне - спортивная, а не парадная, да и экипажи можно использовать попроще, но покрепче, чем в дрессаже.
Зато в третий день, на соревновании С - паркуре - все
повторяется с экипажем и одеждой в точности, как в первый. Паркур - это
преодоление препятствий, установленных на ровной площадке размером
70х120 м, или скоростное маневрирование между замысловато
расставленными конусами с незакрепленными шариками на вершинах: чуть
задел - шарик скатится, зацепил покрепче - и конус перевернется. В
итоге - штраф 5 очков за любой “развал”. А ведь геометрические фигуры
из конусов подчас требуют разворота упряжки на месте от 90 до 180о. Это
вам не сидя верхом развернуться, а пару или четверик да еще с тяжелым
экипажем поворотить вспять, не чиркнув о предательски шаткие конусы!
Недаром фанаты считают драйвинг как самым элегантным, так и самым
экстремальным видом конного спорта.
Шведы, венгры, немцы, поляки, французы, американцы уже
давно профи в этом виртуозном занятии. Как массово, ярко, с какой
помпой и обилием всевозможных упряжек проходят соревнования - шоу за
рубежом! А что у нас?
После долгой подготовки документации и мучительных
согласований с многочисленными инстанциями в конце 1998 года была
создана российская ассоциация “Драйвинг“, президентом которой стал
Виктор Иванович Рышков, бывший тогда президентом Федерации конного
спорта Москвы. В течение первого года деятельности новой ассоциации ее
активу удалось перевести на русский язык международные правила по
драйвингу, побывать на национальных соревнованиях по этому виду конного
спорта в Польше и Чехии, провести несколько семинаров по судейству и
практической езде среди своих пока не многочисленных членов. Ядром
ассоциации стали москвичи, петербуржцы, тверчане, ярославцы, начали
подтягиваться “на огонек” конники из Брянска, Казани, Московской
области...
Но окончательно лед тронулся в сентябре прошлого года.
Это произошло, когда в Лужниках шли острые баталии за обладание Кубком
мэра, а в КВЦ “Сокольники” бурлила Всероссийская конная выставка
“Эквирос-99”. В Тверской области состоялись первые в истории России
соревнования по драйвингу. Выбрались туда немногие. А там, в
окрестностях поселка Игуменки, на берегу Волги, была построена
стационарная трасса марафона. В двухдневных соревнованиях (по правилам
Международной федерации состязания по драйвингу можно проводить и по
усеченной программе, но марафон должен быть включен обязательно: т.е.
разрешается комбинировать соревнования А-В или В-С) приняли участие
четыре парных и несколько одноконных упряжек. Парные упряжки выглядели
совсем по-европейски, а в одноконных преобладал национальный колорит:
дуга, хомут, наездник на козлах. Но одежда - уже по стандарту правил:
головной убор, перчатки, хлыст, наколенный фартук. И работа членов
экипажа - настоящая: драйвер ведет лошадей, а грум выступает то в
качестве безмолвного пассажира - балансиром, противовесом, то
“силовиком” на резких поворотах, остановках или рывках. Кроме того,
грум должен четко видеть трассу и, не сходя с экипажа, ухитряться
“перебрасывать” хвостовую часть, придавая тем самым ему устойчивость.
Первыми победителями Кубка по драйвингу стали Кирилл
Егоров (драйвер) и Игорь Лаптев (грум), выступавшие на паре гнедых -
Бриге и Талисмане. Они представляли конно-трюковую группу
“Каро-Простор” от Москвы и Санкт-Петербурга. Совсем немного штрафных
очков отделили от них вторых призеров - главных организаторов
ассоциации “Драйвинг” Сергея Минского и Татьяну Шведову на вороной паре
орловских рысаков Нарциссе и Кулоне. Они даже свой конноспортивный клуб
назвали “Драйвинг”. Бронзовым призером стал наездник из Ярославля
Андрей Корчагин на паре темно-серых. Он уже три года известен как
заядлый “троечник”, а теперь решил и в драйвинге себя попробовать.
Летом и ранней осенью 2000 года состоялось уже три
“полнометражных” состязания по драйвингу. Три дня стартовали упряжки на
Тверской земле и под Москвой. Участники в зависимости от запряжек были
разделены на класс одиночных упряжек и класс пони. В каждом классе -
свои победители и призеры согласно международным правилам.
Что хотелось бы прежде всего отметить? То, что от
состязания к состязанию они становятся все более зрелищными. То, как
драйверы, так и грумы усиленно и ревностно постигают тонкости езды на
упряжках. И то, что вместе с участниками соревнований постоянно учатся
и судьи; драйвинг отличается множеством своеобразных правил, а также
огромной численностью судейской бригады. Так, на пять участников
состязаний требуется бригада из 15 человек, а 8 экипажей на розыгрыше
первого Открытого Кубка Москвы по драйвингу в день марафона обслуживали
24 судьи, в том числе президент жюри Ричард Бартманский, специалист из
Польши. Эти турниры также показали, что насколько они зрелищны,
настолько же и “трудоемки”: перевозка лошадей с экипажами, оборудование
“боевых полей” громоздкими препятствиями, проложение трассы марафона,
которую к тому же нужно охранять от разрушения несведущими людьми или
попросту хулиганами.
Неизменными лидерами среди участников этого года так и
остаются парные упряжки из “Каро”. У них помимо гнедой появилась
замечательная пара серых - Непман и Домбай. В классе одиночек
изумительна кобыла Изаура из КСК “Драйвер” (Ново-Переделкино). Андрей
Летунов и Дмитрий Кулабухов в июле прошли своим ходом на Изауре из
Москвы до местечка Эммаус в Тверской области (180 км в одну сторону), а
затем выступали в соревнованиях на Кубок ассоциации “Драйвинг” и своим
же ходом возвратились обратно. Точно так же приезжали они в Митино на
Кубок Москвы по драйвингу и выиграли его в своем классе.
В классе пони успешно выступает упряжка Московского
зоопарка в составе нарядного рыжего Зодиака (эстонский клеппер),
драйвера Ольги Пикало и грума Ольги Ефимовой.
Неплохие результаты показывают и представители других
городов. Тверчанки Любовь Майорова и Наталья Трошина на вторых же
соревнованиях заняли второе место на паре гнедых (Опрос и Притоп) за
лидерами из “Каро” - Егоровым и Лаптевым! Впечатляющим было первое
выступление на паре мощных тяжеловозных кобыл, Голубке и Победе,
экипажа из города Коврова Владимирской области в составе Евгения
Менькова и Лидии Венедиктовой. Они сами сварили из металла свой экипаж
на “резиновом ходу”. Несколько раз “пеши” были на предыдущих
соревнованиях, чтобы хоть один раз увидеть, а впоследствии стать
участниками самим. На одном из препятствий марафона им не повезло: в
тяжелой упряжке на развороте сломался шкворень - соединение экипажа с
передней осью. Но тем не менее они приняли участие в паркуре третьего
дня и дошли до финиша многоборья! (По правилам экипаж, снятый с
марафона, имеет право участвовать в последнем виде соревнований, но
получив максимальное количество штрафных очков аутсайдера плюс 25 ш. о.)
Итак, лиха беда - начало. Осенью 1999 года состоялась
зарубежная поездка вороной пары экипажа С.Минский - Т.Шведова на
международные соревнования. Но в Польше первый блин стал-таки комом: от
травмы перед марафоном захромал один из вороных. Тем не менее, разведка
боем состоялась!