Три дня на вожжах

Первые шаги в драйвинге

История развития "драйвинга" в России

Ренессанс упряжной езды

Ответы мастера

Драйвинг? И это есть!

Первые шаги в драйвинге

Т. Ливанова

Российская охотничья газета, 1 марта 2000
 
 
Езда на лошадях в упряжках известна с глубокой древности: военные, а затем и олимпийские колесницы, телеги дрожки, кареты… Национальной русской за пряжкой считается тройка с дугой и колокольчиком над ней, а также одиночная дуговая запряжка символ Руси.

Но и езда на паре лошадей была не редкостью на дорогах России, яркий пример тому - популярный поныне романс "Пара гнедых" Парадные и праздничные выезды царских особ и высокой знати совершались в роскошных каретах, запряженных по разному и четвериками, и шестеркой лошадей: попарно, "веером" либо цугом (в старину называли "гусем", то есть в ряд друг за дружкой).


Но с начала XX века в России остались, в основном, только одиночные запряжки для работы в телеге (санях) да парные - для этих же целей и для разъездов в южных регионах. Удалые русские тройки как транспорт выродились, оставшись лишь в качестве спортивного зрелища на ипподромах да катаний на масленицу в наиболее "лошадных" местах. Роскошные же кареты, линейки, дрожки, тарантасы и прочие конные экипажи, казалось бы, канули в Лету.


Так довольно долго обстояло дело в России. На огромной же территории бывшего СССР, в частности в Прибалтике, упряжки о две или четыре лошади, исконно бездуговые, не переводились. Там даже лет двадцать назад стали проводить состязания конных экипажей. Например, в Литве под городом Аникшяем - на ежегодном летнем празднике "Беги, беги, лошадка!".


"А если - экипаж?" называлась моя статья, опубликованная в журнале "Коневодство и конный спорт" № 4 за 1989 год и выражавшая жгучее пожелание: развивать в стране соревнования упряжек, подниматься до права участия в популярных европейских и мировых турнирах по драйвингу.
Древнейший олимпийский вид спорта - соревнования запряжек, или на современном языке - драйвинг, - с 1970 года проводится по особым правилам, утвержденным ФЭИ (Международной федерацией конного спорта).

Первенство мира проводятся ежегодно: по нечетным годам - для парных запряжек, по четным - для четвериков. А программа для тех и других одинаковая: многоборье. В него входит так называемый дрессаж - манежная езда, где оценивается не только правильность выполнения схемы езды, но и подобранность лошадей, экипаж, стилевая гармония упряжи, а также костюмов наездника и седоков. Тяжелейшая часть соревновании - марафон - приходится на второй день. Надо проехать 3-5 отрезков разной сложности в полевых условиях с обязательным преодолением вброд водных преград.

Протяженность маршрута 24-32 км. Третий день посвящен паркуру - скоростному маневрированию между расставленными на ограниченной площадке разнообразными препятствиями. А они бывают настолько хитро расставлены, что подчас приходится всю упряжку разворачивать на 180 градусов. Это тебе не на двух ногах развернуться в седле, а пару или четверик да еще с экипажем о четыре колеса поворотить вспять, не "чиркнув" о предательски шаткие преграды!


Словом, шведы, венгры, немцы - уже давно доки в этом виртуозном виде спорта. А что у нас? После долгой подготовки и мучительных согласований во всех инстанциях в конце 1998 года в России была создана ассоциация "Драйвинг", президентом которой стал В.И.Рышков, президент Федерации конного спорта Москвы. Не прошло и года, как активу ассоциации удалось перевести и издать международные правила по драйвингу, побывать на национальных состязаниях по этому виду конного спорта в Польше и Чехии, провести несколько семинаров по судейству и практической езде среди своих пока не очень многочисленных членов.


Но самое главное это первые в России соревнования по драйвингу. На Тверской земле в окрестностях поселка Игуменка, на берегу Волги была построена стационарная трасса марафона, где в двухдневных состязаниях стартовали четыре, парных и несколько одноконных упряжек Одноконные упряжки сохраняли национальный колорит: дуга, хомут, кучер на козлах; парные же выглядели совсем по-европейски.

Победителями стали Кирилл Егоров с Игорем Зайцевым, выступавшие на паре лошадей, принадлежащей каскадерской группе "Каро-Простор" из Москвы и Санкт-Петербурга (Здесь автор допустила досадные ошибки не только в фамилии одного из победителей - Игорь Лаптев, - но и в названии команды: "КАРО" - это действительно группа каскадеров, а вот "Простор" - конно-спортивный клуб в Санкт-Петербурге. - Прим.ред.сайта).

Немного штрафных очков отделило от них вторых призеров главных организаторов ассоциации "Драйвинг" Сергея Минского и Татьяну Шведову из подмосковной конюшни "Светлые Горы". Наездник из Ярославля Андрей Корчагин на паре своих темно-серых вошел в чисто призеров, а тверчанки Любовь Майорова и Марина Тарочкина на "паре гнедых" заблудились в сосновом лесу на марафоне. Увы, и такое случается.


Одноконные запряжки выступали вне конкурса - как показательные, хотя старательно проходили все этапы соревнований. Наверное, для них будут разработаны особые положения по соревнованиям, как для национального вида спорта.


Какое резюме можно дать после этих первых стартов? Прежде всего - "лед тронулся"! Состязания по драйвингу привлекли много зрителей, дали резонанс, и "в полку" ассоциации пошло прибавление членов. И что эти турниры показали: насколько они зрелищны, настолько же "трудоемки". Перевозка лошадей и экипажей, оборудование "боевых полей" громоздкими препятствиями и обеспечение немалым количеством судей, особенно на марафоне. Хорошо, что В.И.Рышков в Игуменке предоставил для строительства полей и трассы марафона технику, рабочую силу, места для размещения лошадей и людей-участников. А Кубок по драйвингу, впервые проведенный на русской земле в Игуменке, станет ежегодным.


На предстоящий сезон соревнований имеется еще нестойко предварительных заявок: провести турниры упряжек в Санкт-Петербурге, в Подмосковье, в Москве и, возможно под Рязанью - к 75-летию Всероссийского НИИ коневодства.


Осенью 1999 года состоялась и поездка вороной пары С.Минского и Т.Шведовой на международные соревнования упряжек в Польшу. И хотя "первый блин" стал-таки комом (от травмы захромал один из вороных), разведка боем состоялась.


Лиха беда - начало. Упорное желание и кропотливая работа, которая ведется членами ассоциации "Драйвинг", сделают свое доброе дело для российских конников в таком интересном начинании, обозначенном замысловатым словом ДРАЙВИНГ.
 






Ассоциация
"Каскадеры России"

Ассоциация "Каскадеры России"

Партнеры по бизнесу:
  • Порошковые краски и покрытия от производителя Akzo Nobel.

  • Если Вам нужен свадебный фотограф - обратитесь к Михаилу Эклатону.

  • Если нужна кавер-группа на праздник, обращайтесь к музыкантам из Час Пик.
  • Качественная монтажная пена - в компании Французский Торговый Дом.

  •  
    © 2005 создание сайта - сайт визитка. поддержка сайта.