Ренессанс
упряжной езды
(Конный мир №2/2005)
Лишь
совсем недавно, буквально несколько последних лет, упряжная езда в России начала переживать свой ренессанс, а драйвинг - красивейшая дисциплина конного спорта! - привлекать к себе все больше внимания, все больше поклонников. И, как говорится,
лиха беда начало! Уже восемь лет
разыгрывается Кубок России по драйвингу, и из года в год все больше участников выходит на старт, все больше зрителей приезжает
поболеть за спортсменов. Предлагаем вашему вниманию рассказ о важнейшем турнире прошлого года, но - помните? - лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать...
...На базе КСШ «Орлята учатся летать», в Ново-Переделкино, Благотворительным фондом «Развитие упряжной спортивной езды» (БФ «РУСЕ») в июне 2004 года был проведен Кубок России по драйвингу.
На
параде было представлено девятнадцать команд
из Москвы. Московской области, Липецка,
Владимира, Твери, Калуги, Тулы. Кроме московских
и подмосковных болельщиков приехали зрители из
Татарстана, Кубани, с Дона, Сибири и других регионов России. Самыми
«дальними» участниками турнира была команда
компании «Балтика» из Санкт-Петербурга (драйвер О.Степанова, грум Е.Синицина)
на великолепных першеронах, а самыми «близкими» участниками (их гостями и не назовешь) - команда базы КСШ «Орлята учатся летать»
Сразу же после парада судьи и спортсмены начали подготовку к соревнованиям по дрессажу. В этом тесте оценивается свобода, правильность
аллюров, гармония, импульс, гибкость и
легкость движений лошади/пони при езде. А
у участников (драйвера и грума) кроме прочего
оценивается стиль езды, стиль запряжки,
общий контроль за лошадьми/пони, а также
внешний вид, состояние упряжи, экипажа и
презентация всего выезда в целом. Требования
эти предусмотрены ст.Э35 международных
Правил соревнований по драйвингу, утвержденных
FEI (кстати,
любой желающий может приобрести их в БФ «РУСЕ»). Главным судьей соревнований Оргкомитетом был утвержден
Гусман Минлебаев - судья с Алтая. Надо сказать,
все три дня его судейский корпус блестяще справлялся со своими обязанностями.
Дрессаж сразу захватил присутствующих своей
неповторимой красотой и элегантностью, именно той экипажной ездой, о которой можно говорить бесконечно, той, которая, к сожалению, когда-то надолго ушла от нас вместе с
последней царствующей династией России...
У спортсменов дрессаж - это не только захватывающее
дух действие, но, прежде всего, сложное и
ответственное испытание.
Нешуточная борьба разгорелась сразу между четырьмя командами: «Каро» (И.Лаптев, А.Любимов),
МСХА им. Тимирязева - чемпионами России 2002 Г. (И.Лапицкая, Г.Харламова), КСК «Драйвер» (М.Шлепотина, С.Васильев) и командой Липецка (С.Спектр, Е.Нежинских). В борьбе за Кубок спортсмены «выезжали»
буквально сантиметры. Дебютировавшая на этом турнире
команда Липецка на своих замечательно выезженных орловцах сразу составила достойную конкуренцию лидерам. Но чистые «дрессажные» очки в жесточайшей борьбе все - таки достались команде «Каро»,
ставшей лидером парных запряжек на
своих серых Домбае и НЭПе. Из-за дождя дрессаж и паркур решили провести в один день, поэтому после трехчасовой передышки
на специально подготовленном паркурном поле
уже стартовал следующий этап состязаний. В результате не менее упорной, чем на
первом этапе, и не менее захватывающей борьбы лидерство разделили между собой
команды Липецка и «Каро», а в классе «пони» в
лидеры вышла одна из команд Московского зоопарка.
После дрессажа и паркура спортсмены изучили особенности трассы марафона - команды, проходя по марафонной трассе (дистанция 19 км со сложными естественными и искусственными препятствиями), выясняли все нюансы на препятствиях, по которым надо будет ехать на следующий день.
Следует отметить, что на Кубке-2004 впервые в истории соревнований по драйвингу в России
состязались юниоры: всего на старт вышло пять
команд. Большие надежды в драйвинге подают юниоры из Твери (тр. Л.Майорова), Коврова (тр. Е.Меньков) и КСК «Драйвер» (тр. С.Александрова).
...Хмурое утро не обещало легкого дня ни лошадям, ни спортсменам, ни обслуживающему турнир персоналу, тем более что всю ночь хлестал ливень. Некоторые непосвященные в наше дело люди начали в панике роптать о срыве соревнований, но не тут-то было
- спортсмены настаивали на продолжении
турнира. Правда, азарт
рвущихся немедленно вступить в борьбу спортсменов все же сдерживался опытными
конниками - тренером команды Тимирязевской академии Т.Деминой, тренером Обнинского КСК «Вертикаль» Н.
Провиденко, главным
ветеринарным врачом соревнований
В.Алекперовой, судьями Т.Шведовой, П.Меньшининым и другими. Ведь многие спортсмены ехали впервые, как
говорится, не было бы
беды. В итоге было принято решение о переносе соревнований на несколько часов.
И, наконец, в полдень «бой» на трассе марафона начался! И если участникам, вышедшим на старт первыми, еще повезло, то потом на трассе уже можно было только выживать, а старая пословица «конь видит дорогу ногами» ввиду бездорожья воспринималась буквально. "Склон
полководца» - препятствие, представляющее
собой двадцатиметровый подъем под углом 45° -
многие пытались преодолеть по несколько раз, и все это через штрафные очки, а главное, рискуя съехать с препятствия в глубокий овраг, что означало бы сход с трассы. Нелегко давались спортсменам и лошадям и препятствия «Звезда». «Лабиринт», «Строптивая дамочка Надя», а также водное препятствие
«Омут». Три первых были расположены на косогоре
и технически усложнены Сергеем Минским (главным дизайнером трассы), а учитывая размытый грунт, стали серьезнейшим испытанием для большинства участников: многие сошли с трассы.
Соревнования закончились. Кубок России достался
команде «Каро», в классе «пони» победителем стала команда Московского зоопарка на упряжке, управляемой О.Селезневой.
На следующий день после заключительного парада, под звуки марша экипажи покинули дрессажное поле. Но некоторые конники-упряжники
уехали из Ново-Переделкино не сразу, а несколько
дней еще «отрабатывали» уже побежденную трассу.
Праздник кончился, для конников-упряжников начались будни - кто-то катает светские свадьбы
в дорогих каретах или экипажах, предоставленных одним из наших компаньонов -Сергеем Пупыниным («Салон карет»); кто-то готовит пары для специальных охотничьих экипажей, обслуживающих охоты; кто-то занят на съемках фильма, работая «одиночку», «тройку» или «четверик»; кто-то занялся другими конными делами... Праздник же для себя они устроят, когда соберутся на очередном славном турнире по драйвингу: одни - чтобы отстоять титул лидера, другие - чтобы его заполучить.
|