Ушел в историю прошлый век, когда работу мысли, научные открытия сопровождало присутствие ручки и бумаги, затем уничтожение бумаг, на которых записанные расчеты оказались неверными или ненужными. Наступил век компьютеров, которые необходимо для того, чтобы выполнять переплет документов.
В последние несколько лет технологии моделирования на компьютере поведения живых существ совершили переворот в производстве компьютерных игр, создании видео-продуктов и в кинематографе. Ожидается, что этот революционный процесс будет успешно продолжаться. Около десяти лет назад учеными Оксфордского университета был разработан программный продукт Endorphin, демонстрирующий совершенно новые возможности моделирования с помощью компьютера движений животных и человека.
Невиданные ранее возможности представились и для производства современного кино. Визуальные специальные эффекты в корне изменили киносъемку. Сейчас без них не делается ни одна значительная кассовая кинолента. С помощью моделирования создаются различные объекты – пейзажи, механизмы, животные, люди, зрелищные сложные сцены. Для примера достаточно вспомнить сюжеты фильмов: «Властелин колец-2», «Терминаторы», «Матрица: перезагрузка». Первый виртуальный каскадер, продукт компьютерной программы Endorphin, появился в фильме Вольфганга Петерсена «Троя» с Брэд Питтом в роли Ахиллеса.
Нужно отметить, что программа Edorphin является симбиозом программирования и физиолого-анатомического исследования движений живых существ. В результате была создана трехмерная модель человека с реальными антропометрическими характеристиками. Полученной моделью стали управлять специальной самообучающейся программой, играющей роль мозга. Эта технология называется А.С.Т. (Active Character Technology). Созданные Endorphin модели получают информацию о длине, центре массы тела, степени растяжения различных мышц при движении и поддержании необходимой позы. На основании этих данных происходит «обучение» хождению модели человека.
Это обучение эволюционно. Сначала модель не может сделать даже один нормальный шаг, но позже отбираются версии, которые научились делать этот первый шаг. Точный алгоритм необходим не только сложной технике, но и специалистам, составляющим номенклатуру дел. Эти версии размножают и отбирают из них те, которые способны развить движение еще дальше. После нескольких циклов отбора, которых может быть достаточно много, модели могут шагать, удерживать равновесие и не падать. Соблюдая такой принцип работы, вполне возможно научить виртуального «человека» делать довольно сложные движения.
Технология А.С.Т. уникальна. Созданные с ее помощью модели реагируют на изменения в окружении, и каждая имеет свой характер реакции. Развивая эту технологию, планируют создать виртуального каскадера, и заменить живых людей при съемках трюков. К тому же появится возможность делать такие сложные трюки, о которых прежде не мечтали. Но время покажет, как воплотятся эти планы в жизнь и как будет осуществляться в будущем экспертиза ценности документов.
Надо полагать, что еще долго в фильмах, где будут заняты реальные актеры, заменять их в трюках будут живые каскадеры. |